Уважаемые девятиклассники!
Вашему вниманию три ответа на вопросы билетов по творчеству
Михаила Афанасьевича Булгакова.
Желаю успеха!
Вопрос: Смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье
сердце»
Михаил Афанасьевич
Булгаков – врач по профессии, писатель по призванию родился и учился в Киеве.
Закончил с отличием в 1916 году Киевский университет, медицинский факультет, но
как сам он писал «ни образованием, ни отличием долго пользоваться не пришлось».
В начале 20-х годов занялся писательством, переехал в Москву без денег, без
вещей и остался там навсегда.
Сатирическая повесть «Собачье
сердце» появилась в 1925 году, но не могла быть опубликована, слишком чётко
угадывались реальные лица под вымышленными персонажами, реальные ситуации и
взаимоотношения от созданных воображением автора. Повесть переписывалась
вручную и буквально ходила по рукам. Напечатана она будет за границей, на
родине впервые увидит свет в 1987 году.
Почему же повесть, в
которой рассказывается об уникальном неудачном эксперименте по омоложению –
пересадке гипофиза человека собаке – получила название «Собачье сердце», а не,
скажем, «Неудачный эксперимент»?
С первых страниц повести
мы знакомимся с бездомным псом, обиженным злым поваром, который вылил на него
кипяток. Этот пёс вызывает сочувствие и сострадание, так как терпелив и даже
по-своему образован – учит буквы по вывескам магазинов, но главное в нём –
глубокое чувство благодарности и верности человеку, который поманил его
колбасой, вылечил и даже позволил жить в его доме под кличкой Шарик.
Совсем другое явление мы
видим, что Шарик, получивший в результате операции профессора, от убитого люмпен-пролетариата
Клима Чугункина его гипофиз, превращается в человека. Но какого человека! Ведь
сердце его осталось всё тем же собачьим. Но теперь Шарик не просто благодарный
пёс, а очеловеченный пёс - Шариков Полиграф Полиграфович. Благодарностью за
очеловечивание теперь служит грубое требование ему прав и свобод, которые
ущемляют права и свободы тех, кто даровал ему этот облик. Беспредел, который
устраивает в доме профессора Шариков, не знает границ. Сердце благодарного пса
стало сердцем человека с чёрной неблагодарностью. Сарказм налицо, но в руках
автора приём фантастики: он возвращает очеловеченного Шарикова в пса Шарика,
благодарного, доброго, воспитанного.
М. Булгаков даёт нам понять, как нельзя
искусственно вмешиваться в природу, общество, историю, человека, так и опасно пустить
к власти малообразованных, узко мыслящих властолюбцев.
Вопрос: Шариковы и швондеры как социальные типы в
повести М. Булгакова «Собачье сердце»
М.А. Булгаков - один из
наиболее ярких и талантливых писателей середины 20 века. Темы его произведений
остаются актуальными и сохраняют глубокий смысл, благодаря своей многогранности
и оригинальности. Одним из наиболее известных произведений является повесть «Собачье
сердце».
Произведение было
написано 1925 году, однако опубликовать его смогли только 1987. Запрет на
публикацию был на прямую связан с содержанием произведения и практически прямой
критикой советской действительности 20-х годов.
Строительство молодого
советского государства шло не так успешно, как это казалось рабочим и крестьянам,
совершившим революцию в 1917 году. Им приходилось теперь править страной. А
образования и опыта у них не хватало. «Кто был никем, тот станет всем»,
распевал революционно настроенный народ. Но вот Михаил Афанасьевич Булгаков
имел другую точку зрения, подвергая критике людей-властолюбцев, чиновников
самого низкого ранга, заполняющих конторы и конторки.
Швондер – председатель домкома
(с узким пониманием свершившейся революции) только распевает с подчинёнными революционные
песни, притесняет ненавистного ему своей образованностью и интеллигентностью
профессора Преображенского. Его жизненный принцип: отнимать и делить – так он
понимает свою деятельность на посту чиновника. Свои принципы он внушает и
очеловеченному Шарику, узнавая в нём себе подобного: необразованного, грубого,
невоспитанного человека. Ещё бы! Он сразу берёт его под свою защиту и начинает
воспитывать в своём духе. «Капитал» Маркса – вот книга для необразованного
Шарикова самая что ни на есть нужная и полезная, считает Швондер. А дальше –
рождается ещё один необразованный, невоспитанный «поборник чистоты»: он
управляет отделом по ловле бездомных кошек и собак, с удовольствием пользуется
данной ему властью, хотя власть эта не приносит пользы обществу и людям.
Так имена персонажей
сатирической повести М. Булгакова «Собачье сердце» становятся нарицательными:
швондеры – это необразованные невежды в силу обстоятельств получившие власть и
использующие её для удовлетворения собственных мстительных целей. Шариковы –
ещё один тип опустившегося на «дно жизни» человека, алкоголика, вруна,
примыкающего к власти ненужным дополнением, только чтобы быть под прикрытием
выше стоящих над ним, когда он совершает свои неблаговидные поступки.
Вопрос: Произведение М. Булгакова «Собачье сердце»
как социально-философская сатира на современное писателю общество.
Сатирическая
повесть «Собачье сердце» появилась в 1925 году, но не могла быть опубликована,
слишком чётко угадывались реальные лица под вымышленными персонажами, реальные
ситуации и взаимоотношения от созданных воображением автора. Повесть
переписывалась вручную и буквально ходила по рукам. Напечатана она будет за
границей, на родине впервые увидит свет в 1987 году.
Жанр этого
прозаического произведения – повесть, а проблемы, которые рассматривает автор,
касаются жизни людей в современном ему обществе. Явное разделение в социуме
проходит по линиям взаимодействия разных слоёв населения – богатых и бедных.
Среди них чётко проступают противоречия: образованные-необразованные,
воспитанные – невоспитанные. Эта грань чётко обозначена в созданных
сатирических образах Щвондера и его единомышленников, очеловеченной собаки
Шарика и гения медицины – профессора Преображенского. Сатирическое изображение
этих персонажей выписано автором мастерски – от иронии до гротеска.
На фоне указанных противоречий М. Булгаков
ставит и очень серьезный философский вопрос: может ли человек проводить
эксперименты, самовольно вмешиваясь в природу, общество, человека. Результаты,
которые он таким образом желает достичь, существенно важные для жизни людей на
земле? Они принесут коренные, положительные глубинные изменения человечества?
Приём фантастики,
использованный писателем, даёт однозначный ответ – нет. Очеловечивание собаки
произошло случайно, ведь цель эксперимента была другая – найти новый способ
омоложения, который профессор будет применять для внешнего эффекта. Так вот,
внешний эффект сработал неожиданно. Он вступил в грубое противоречие с
внутренним содержанием получившегося человека - Шарикова Поликарпа
Поликарповича. Оставлять такой «результат» профессор отказался и вернул гипофиз
собаки Шарикову, признав пересаженный орган тайной тайн, куда человек не имеет
права вмешиваться.
Позиция М. Булгакова, писателя-сатирика,
писателя-гуманиста – это утверждение естественной эволюции и в природе, и в
обществе, и в человеке. Сделать себя внешне красивым путём хирургических
вмешательств, не значит обогатить себя духовно и нравственно.
Вопрос: Смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье
сердце»
Михаил Афанасьевич
Булгаков – врач по профессии, писатель по призванию родился и учился в Киеве.
Закончил с отличием в 1916 году Киевский университет, медицинский факультет, но
как сам он писал «ни образованием, ни отличием долго пользоваться не пришлось».
В начале 20-х годов занялся писательством, переехал в Москву без денег, без
вещей и остался там навсегда.
Сатирическая повесть «Собачье
сердце» появилась в 1925 году, но не могла быть опубликована, слишком чётко
угадывались реальные лица под вымышленными персонажами, реальные ситуации и
взаимоотношения от созданных воображением автора. Повесть переписывалась
вручную и буквально ходила по рукам. Напечатана она будет за границей, на
родине впервые увидит свет в 1987 году.
Почему же повесть, в
которой рассказывается об уникальном неудачном эксперименте по омоложению –
пересадке гипофиза человека собаке – получила название «Собачье сердце», а не,
скажем, «Неудачный эксперимент»?
С первых страниц повести
мы знакомимся с бездомным псом, обиженным злым поваром, который вылил на него
кипяток. Этот пёс вызывает сочувствие и сострадание, так как терпелив и даже
по-своему образован – учит буквы по вывескам магазинов, но главное в нём –
глубокое чувство благодарности и верности человеку, который поманил его
колбасой, вылечил и даже позволил жить в его доме под кличкой Шарик.
Совсем другое явление мы
видим, что Шарик, получивший в результате операции профессора, от убитого люмпен-пролетариата
Клима Чугункина его гипофиз, превращается в человека. Но какого человека! Ведь
сердце его осталось всё тем же собачьим. Но теперь Шарик не просто благодарный
пёс, а очеловеченный пёс - Шариков Полиграф Полиграфович. Благодарностью за
очеловечивание теперь служит грубое требование ему прав и свобод, которые
ущемляют права и свободы тех, кто даровал ему этот облик. Беспредел, который
устраивает в доме профессора Шариков, не знает границ. Сердце благодарного пса
стало сердцем человека с чёрной неблагодарностью. Сарказм налицо, но в руках
автора приём фантастики: он возвращает очеловеченного Шарикова в пса Шарика,
благодарного, доброго, воспитанного.
М. Булгаков даёт нам понять, как нельзя
искусственно вмешиваться в природу, общество, историю, человека, так и опасно пустить
к власти малообразованных, узко мыслящих властолюбцев.
Вопрос: Шариковы и швондеры как социальные типы в
повести М. Булгакова «Собачье сердце»
М.А. Булгаков - один из
наиболее ярких и талантливых писателей середины 20 века. Темы его произведений
остаются актуальными и сохраняют глубокий смысл, благодаря своей многогранности
и оригинальности. Одним из наиболее известных произведений является повесть «Собачье
сердце».
Произведение было
написано 1925 году, однако опубликовать его смогли только 1987. Запрет на
публикацию был на прямую связан с содержанием произведения и практически прямой
критикой советской действительности 20-х годов.
Строительство молодого
советского государства шло не так успешно, как это казалось рабочим и крестьянам,
совершившим революцию в 1917 году. Им приходилось теперь править страной. А
образования и опыта у них не хватало. «Кто был никем, тот станет всем»,
распевал революционно настроенный народ. Но вот Михаил Афанасьевич Булгаков
имел другую точку зрения, подвергая критике людей-властолюбцев, чиновников
самого низкого ранга, заполняющих конторы и конторки.
Швондер – председатель домкома
(с узким пониманием свершившейся революции) только распевает с подчинёнными революционные
песни, притесняет ненавистного ему своей образованностью и интеллигентностью
профессора Преображенского. Его жизненный принцип: отнимать и делить – так он
понимает свою деятельность на посту чиновника. Свои принципы он внушает и
очеловеченному Шарику, узнавая в нём себе подобного: необразованного, грубого,
невоспитанного человека. Ещё бы! Он сразу берёт его под свою защиту и начинает
воспитывать в своём духе. «Капитал» Маркса – вот книга для необразованного
Шарикова самая что ни на есть нужная и полезная, считает Швондер. А дальше –
рождается ещё один необразованный, невоспитанный «поборник чистоты»: он
управляет отделом по ловле бездомных кошек и собак, с удовольствием пользуется
данной ему властью, хотя власть эта не приносит пользы обществу и людям.
Так имена персонажей
сатирической повести М. Булгакова «Собачье сердце» становятся нарицательными:
швондеры – это необразованные невежды в силу обстоятельств получившие власть и
использующие её для удовлетворения собственных мстительных целей. Шариковы –
ещё один тип опустившегося на «дно жизни» человека, алкоголика, вруна,
примыкающего к власти ненужным дополнением, только чтобы быть под прикрытием
выше стоящих над ним, когда он совершает свои неблаговидные поступки.
Вопрос: Произведение М. Булгакова «Собачье сердце»
как социально-философская сатира на современное писателю общество.
Сатирическая
повесть «Собачье сердце» появилась в 1925 году, но не могла быть опубликована,
слишком чётко угадывались реальные лица под вымышленными персонажами, реальные
ситуации и взаимоотношения от созданных воображением автора. Повесть
переписывалась вручную и буквально ходила по рукам. Напечатана она будет за
границей, на родине впервые увидит свет в 1987 году.
Жанр этого
прозаического произведения – повесть, а проблемы, которые рассматривает автор,
касаются жизни людей в современном ему обществе. Явное разделение в социуме
проходит по линиям взаимодействия разных слоёв населения – богатых и бедных.
Среди них чётко проступают противоречия: образованные-необразованные,
воспитанные – невоспитанные. Эта грань чётко обозначена в созданных
сатирических образах Щвондера и его единомышленников, очеловеченной собаки
Шарика и гения медицины – профессора Преображенского. Сатирическое изображение
этих персонажей выписано автором мастерски – от иронии до гротеска.
На фоне указанных противоречий М. Булгаков
ставит и очень серьезный философский вопрос: может ли человек проводить
эксперименты, самовольно вмешиваясь в природу, общество, человека. Результаты,
которые он таким образом желает достичь, существенно важные для жизни людей на
земле? Они принесут коренные, положительные глубинные изменения человечества?
Приём фантастики,
использованный писателем, даёт однозначный ответ – нет. Очеловечивание собаки
произошло случайно, ведь цель эксперимента была другая – найти новый способ
омоложения, который профессор будет применять для внешнего эффекта. Так вот,
внешний эффект сработал неожиданно. Он вступил в грубое противоречие с
внутренним содержанием получившегося человека - Шарикова Поликарпа
Поликарповича. Оставлять такой «результат» профессор отказался и вернул гипофиз
собаки Шарикову, признав пересаженный орган тайной тайн, куда человек не имеет
права вмешиваться.
Позиция М. Булгакова, писателя-сатирика,
писателя-гуманиста – это утверждение естественной эволюции и в природе, и в
обществе, и в человеке. Сделать себя внешне красивым путём хирургических
вмешательств, не значит обогатить себя духовно и нравственно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий