понедельник, 22 апреля 2019 г.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В БИЛЕТАХ

Уважаемые девятиклассники!

Вашему вниманию семь вопросов, в которых требуется показать практическое понимание теории литературы на изученных произведениях с ответами на них.
Желаю успеха!

Вопрос: Особенности русского классицизма как литературного направления (на примере творчества одного из писателей 18 века)

Классицизм – это литературное направление, получившее свое эстетическое оформление в Западной Европе в конце 17 – начале 18 века. Формы и образы античного искусства считались классическими и идеальными образцами, отсюда строгое деление на высокие и низкие жанры.
Высокие жанры освещают общественную жизнь, историю, деятельность полководцев, монархов. Для этого требуются жанры: трагедия, эпопея, ода.
Низкие жанры – комедия, сатира, басня призваны освещать жизнь обычных людей.
В России классицизм появился в 30-е годы 18 века с именами таких писателей и поэтов как: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и другие.
Особенность русского классицизма в сатирической направленности и активном развитии низких жанров. Ярким представителем этого жанра является Денис Иванович Фонвизин и его комедия «Недоросль». Это произведение резко сатирической направленности осуждает традиционное дворянское воспитание, иллюстрируя «злонравия», «дикости» провинциального дворянства. Персонажи комедии чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Мастерство драматурга позволило создать образы, ставшие нарицательными: Митрофанушки, Простаковы, Вральманы, а некоторые цитаты стали запоминающимися афоризмами: «Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды».

Вопрос: Особенности древнерусской литературы (на примере произведения «Слово о полку Игореве»)

Письменная литература Древней Руси развивается в 11- первой трети 13 века. Среди них летопись и историческая хроника «Повесть временных лет» Нестора; Киево-Печерский патерик – сборник рассказов о монахах и мирских людях – благочестивых и грешниках. Поучения и проповеди – еще один жанр древнерусской литературы. Это «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона и другие.
Особо хочется выделить зародившийся в древнерусской литературе лиро-эпический жанр слова. Произведение «Слово о полку Игореве» - жемчужина древнерусской литературы не только факт истории, но и выдающееся поэтическое произведение.
Пёстрая композиция «Слова…» не имеет установленной последовательности исторического событии. Вступление автора – утверждает, что сказанное далее есть правда, так как руководствуется автор уважением к прародителям русичей, языческим богам. Пересказ самого исторического события включает подготовку к походу князя Игоря, сам поход, победный бой  и поражение храброго войска князя. Далее читаем Золотое слово Святослава, со слезами им обронённое и авторское отступление – политическое обращение к князьям с призывом покончить с раздробленностью и междоусобицей. Сменяет пламенные призывы плач Ярославны, а завершает композицию бегство князя Игоря из плена.
Одной из особенностей Слова является обращение к славянской мифологии. Боян называется внуком Велеса, Бога, покровителя поэзии и сказаний; князья — внуками Даждьбога, главного Бога Солнца, плодородия и света. Упомянут Див, сверхъестественное огромное существо, злой дух, который кличет вверху дерева. Также есть упоминание о Карне и Желе, которые иногда считаются поэтическими олицетворениями тоски и печали.
            «Слово о полку Игореве» легло в основу известной оперы А.П. Бородина «Князь Игорь», балета Б.И. Тищенко «Ярославна». В русской культуре сложилась особая традиция перевода «Слова». В числе переводчиков «Слова» на современный русский язык ряд крупных русских поэтов — В. А. Жуковский, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. В. В. Набоков перевёл «Слово» на английский язык.

Вопрос: Отличительные черты реализма в русской литературе (на примере одного из изученных произведений по программе 9-го класса)

Классицизм как литературное направление сменило новое веяние – сентиментализм, ему на смену шёл романтизм, а в первой половине 19 века вместе с творчеством таких выдающихся поэтов и писателей как А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов стало активно заявлять о себе новое в литературе – сочетание реалистических и романтических мотивов. Это явление в литературе дает возможность во второй половине 19 века активно развиваться критическому реализму в творчестве таких писателей, как И.С. Тургенев, А.Н. Островский, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой и другие.
Реализм как литературное направление требовал изображать жизнь во всех её проявлениях, в её противоречиях, закономерностях развития. Изображаемый образ должен был доведён до типизации, но не поверхностной, а правдивой типизации, с обязательным акцентом на социальной и психологической жизни персонажа в его историческом окружении.
Особенности русского реализма заключаются прежде всего в том, что русским писателям-классикам удавалось решать проблемы социально-психологические и моральные с ярко выраженным жизнеутверждающим характером.
Возьмём к примеру рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека.
В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюбленным в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости ее отца по отношению к солдату. Налицо указанные особенности реализма – проблемы социально-психологические и моральные.
Жизнеутверждающая основа этого рассказа звучит в начале и в конце рассказа, построенного на антитезе с приёмом обрамления. Герой рассказа не только не стал военным, как когда-то мечтал, не только не осуществил свой выбор девушки Вареньки, отцом которой являлся полковник, честный служака при исполнении акта наказания беглого солдата, но посвятил себя другому делу – защите и помощи всем нуждающимся в этой сложной несправедливой жизни.

Вопрос: Понятие «художественный тип» и «типичный характер» (на примерах изученных произведений по программе 9-го класса)

Художественный тип – это художественный образ, наделенный характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей (в частности, сословия, класса, нации, эпохи), единство общих черт в облике конкретного человека. Например, художественный тип «маленького человека», изображённый в рассказе Н.В. Гоголя «Шинель». Бессловесный, слабый, подчиняющийся, бесправный, бедный, не способный на протест в реальной жизни. Вот так можно представить созданный Гоголем тип «маленького человека» в литературе. А в его поэме «Мёртвые души» можно наблюдать целую галерею художественных типов: от «маниловщины» (помещик Манилов) до «прорехи на человечестве» (помещик Плюшкин).
Типичный характер – это также художественный образ персонажа, в котором мы видим всю полноту общих и индивидуальных черт, которые проявляются в его поступках, поведении, в той социально-общественной среде, где он представлен. Типичным представителем дворянской молодежи первой половины 19 века в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» предстаёт перед нами Евгений: обученный всему шутя, он в совершенстве владел наукой «страсти нежной», легко мазурку танцевал, а вот упорный труд ему был тошен; к забавам света Евгений быстро охладел, но ничего другого не умел, как устраивать интриги с Ольгой, приведшие к гибели Ленского на дуэли. Правда, честность поступка с Татьяной, влюблённой в этого светского повесу, можно отметить как позитивную черту в его характере. Таким образом, Евгений Онегин как художественный тип, созданный А.С. Пушкиным очерчен мастерски через изображение его поступков, в которых и проявился типичный характер человека, не способного к общественно-полезной деятельности.

Вопрос: Понятие «лирический герой» (на примере изученных произведений А.С. Пушкина)

            Слово «лирика» происходит от греческого слова «лира». Это музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись песни. Потом этим словом стали обозначать один из трёх литературных родов: лирика, эпос, драма.
            В лирике важен не сам объект изображения и окружающий мир, а то, как этот мир преломляется в душе поэта. Чаще всего все лирические стихотворения пишутся от первого лица. Но кто это сам поэт? Да, конечно, прежде всего это сам поэт, открывающий нам свою душу, поэтому мы ему верим, сочувствуем, восхищаемся и переживаем вместе с ним.
            Лирический герой, таким образом. Это не сам поэт, а его образ-чувство, в котором мы слышим и тему, и настроение, с которым она раскрывается, и различные мотивы, запечатлевающие переживание лирического героя.
            Многообразие образов лирического героя в стихотворениях А.С. Пушкина по праву возносит поэта на пьедестал, заслуживающий высокой оценки его лирики.
            Возьмём к примеру образ вольнолюбивого лирического героя и сразу вспомнятся стихотворения «К Чаадаеву», «Дельвигу», «Во глубине сибирских руд», «Узник». Где основной мотив – свобода, которой лирический герой Пушкина и восхищается, и воспевает.
            Пейзажная лирика А.С. Пушкина предоставила нам в романе «Евгений Онегин» все времена года, характерные своими проявлениями в России. Но образ лирического героя в каждом описании различен: осень, например, любимая пора поэта, лето поэт не любит. Настроения лирического героя в таких отрывках легко улавливает читатель.
            Любовная лирика – особенный строй речи в стихотворениях, но и особенный подход лирического героя к этому прекрасному чувству. «Я помню чудное мгновенье…» - стихотворение, посвящённое Анне Павловне Керн – это приятные воспоминания первых и последующих впечатлений, переданные с помощью сравнений, эпитетов и метафор. А вот стихотворение «Я вас любил…» проникнуто светлым чувством лирического героя, который не держит зла на любимую, отвергнувшую его чувства, а желает ей, чтобы в избраннике было столько же нежной любви к ней, сколько этого чувства было в нём.

Вопрос: Понятие «характер литературного героя» (на примере персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
            Характер литературного героя – это художественный образ, созданный автором для понимания типичных и индивидуальных черт характера через поступки персонажа, проявленные в типичных обстоятельствах сюжета и дающие читателю представление о реальном или типичном представителе того или иного социального круга.
            У А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» характер литературного персонажа складывается из реплик героя и ей действий в композиции, раскрывающей сюжет пьесы, а также увидеть заложенный в пьесе конфликт.
            Уже первое знакомство с главой дома – Фамусовым и его заигрыванием со служанкой Лизой говорит о характере этого пожилого барина, позволяющего себе безнравственные поступки в своём доме. А вот и дочь – Софья. Всю ночь провела с любовником, добиваясь его полного подчинения себе. Но ведь любовник-то Молчалин – не из её сословия, он простой слуга Фамусова, а она 
принадлежит к дворянскому роду. Характер женщины властной, капризной, привыкшей к дворянской роскоши, способной на интриги, мы видим в образе Софьи Фамусовой.  Молчалин – услужливый, неискренний, лицемерный молодой человек легко уживается в обществе «века минувшего» - «вот он на цыпочках и не богат словами», так его характеризует Чацкий. Сам Чацкий – образ антипод всему московскому дворянству. Его характер раскрывается нам в непосредственном общении молодого человека с дружеским семейством Фамусова, его дочерью Софьей и другими персонажами: Скалозубом, Молчалиным, Репетиловым. Это сложный характер. Он привлекает своей непосредственностью, остроумием, красноречием, он пламенный агитатор, стремится к общению. В его монологах мы видим любовь к народу, к нравственным устоям, к образованию.
            Таким образом, характеры литературных героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» даёт нам возможность разобраться в конфликте художественного произведения.

Вопрос: Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии ХХ века.
«Жизнь состоит из мгновений, и поэзия кончиком пера останавливает эти мгновения», - писал поэт Андрей Дементьев
20 век – век революционных и военных потрясений – нашёл своё многократное отражение жизненных ситуаций, впечатляющих «мгновений» в поэзии. На рубеже двух веков, 19-20, русская литература была единой. В ней сильным авторитетом выступали писатели-классики: Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин и др.
В поэзии прочное место занимали поэты-символисты: Александр Блок, Андрей Белый и др., Например, восторженное восприятие перемен звучит в стихотворениях А.Блока:  «О, я хочу безумно жить: //Все -  сущее увековечить, // Безличное – вочеловечить, // Несбывшеееся – воплотить!»  или «О,.весна без конца и без краю - // Без конца и без краю мечта!»
Поэты-акмеисты – Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам – несли свои идеи в поэтических строках о новом и пережитом ими самими, мастерски проповедуя нравственные ценности любви, патриотизма в их гармоническом единстве. «Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам,» - определяет свою жизненную позицию Анна Ахматова в период Великой Отечественной войны, хотя самой пришлось перенести суровые жизненные испытания.
Модернисты 20 века – поэты футуристы: Всеволод Хлебников, Владимир Маяковский. В их поэзии активно отстаивалась идея полного переформатирования русской литературы как в формах поэтической речи, так и в тематике. Общественно-политическими лозунгами звучат стихи В. Маяковского: «Поэзия – та же добыча радия», «Кто там шагает правой? Левой, левой!» («Левый марш»), «Я знаю: город будет, я знаю: саду цвесть, когда такие люди в стране Советской есть!»
Особое место в поэзии 20 века занимает имя Сергея Есенина- представителя крестьянской поэзии. В его стихотворениях бьется сердце лирического героя, влюбленного в «Русь родную», не желающего променять её даже на рай: «Если крикнет рать святая:// «Кинь ты Русь, живи в Раю!»// Я скажу: «Не надо Рая,// Дайте родину мою».
В 1960-1970 годы происходит невиданный взлёт поэзии. Высоконравственная, отражающая настроения советского народа, уверенно смотрящего в будущее, трепетно относящаяся к теме гражданственности. Имена поэтов Евгения Евтушенко, Бэлы Ахмадулиной, Риммы Казаковой, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Николая Рубцова не сходят со страниц газет и журналов. Литературные встречи в студии Останкино с этими поэтами – самые популярные в это время.
Специфической чертой поэзии 20 века можно отметить и появление жанра авторской песни. Её яркими представителями становятся Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Борис Окуджава, Нина Матвеева.
Во второй половине 20 века новое звучание приобретает и тема Великой Отечественной войны в произведениях Александра Трифоновича Твардовского (поэма «По праву памяти») Анны Ахматовой (поэма «Реквием»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий