воскресенье, 26 мая 2019 г.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА В БИЛЕТАХ

Уважаемые девятиклассники!
Вашему вниманию ответы на вопросы по зарубежной литературе в билетах по литературе ГИА 2019. 
Данте Алигьери, Уильям Шекспир, Гёте
Вопрос: История создания, система персонажей поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия»

Эпоха перехода от Средневековья к Возрождению была освещена гением замечательного флорентийца, поэта-изгнанника Данте Алигьери.
Его поэма «Божественная комедия» - это произведение на все века. Это художественное произведение вдохновляло Пушкина, Лермонтова, Блока на создание образа Данте; Николай Васильевич Гоголь по образцу идейного замысла поэмы Данте хотел воплотить в своем произведении «Мёртвые души». Всё это говорит о величественном труде поэта Средневековья и о значимости его произведения, над которым он работал всю свою жизнь.
Как утверждают литературные критики и исследователи творчества Данте, в поэме автор ведёт, прежде всего, речь о себе и творит суд над человечеством сам. Он же сам и распределяет души людские между Адом, Чистилищем и Раем – тремя частями поэмы, каждая из которой состоит из 33 песен. И вот эта личная ответственность Данте за своё произведение даёт нам право считать его провозвестником новой эпохи – эпохи Возрождения и говорить о рождении гуманизма в его творчестве.

Именно система персонажей, с которыми мы сталкиваемся, отправляясь вместе с Данте по восьми кругам «Ада», даёт нам понимание ценности тех человеческих качеств, которые страданием на определённом круге ада, искупают свою вину. И, пройдя все испытания, могут попасть (по замыслу автора) в «Чистилище» – место всеобщей любви к миру, а оттуда - в «Рай» - мир гармонии и красоты.
В первом круге Ада Данте встречается с Гомером, автором Одиссеи. Он страдает, как язычник, не верующий в Бога, а стремящийся постичь тайны вселенной. Вергилий, сопровождающий Данте, осуждает Гомера, а Данте нет. Он даже призывает: «Земную жизнь, её остаток скудный// Отдайте постиженью новизны». На втором круге автора печалит история любви Франчески и Паоло, он не согласен, что они несут свои испытания за сладострастие, как Клеопатра и Елена Прекрасная. Их любовь он не осуждает, так как считает её настоящим чувством, а не прелюбодеянием.
Опускаясь всё ниже, нам представляются образы персонажей, страдающих за обжорство, расточительство и скупость, лень и злобу, отступничество и богохульство, а также тиранию и убийство.
Через эту систему персонажей мы видим гуманное отношение Данте к любви – как высокому нравственному чувству, спасающему человека и весь мир в целом. Испытания – это работа человека над собой, потому что Данте считает, что мы не «для животной цели, но к доблести и славе рождены».


Вопрос: Одиночество Гамлета и его конфликт с реальным миром «расшатавшего века» в одноименной трагедии У. Шекспира
Гамлет – главный герой одноименной трагедии Уильяма Шекспира с глубоким социально-философским содержанием.
«Расшатавшийся век» - это как раз основная социальная проблема, которая умелой рукой гения показана на будто бы личной судьбе главного героя Гамлета. В резиденции датских королей в замке Эльсинор в далёком прошлом происходят описанные события. Гамлету открывается тайна внезапной смерти любимого отца – короля Дании. Его родной дядя, брат отца, Клавдий – убийца. Мать Гертруда поспешно выходит замуж за Клавдия. Отец любимой девушки Офелии – верный слуга Клавдия, интриган и доносчик. Не лучше выглядят и бывшие однокурсники Гамлета по университету – Розенкранц и Гильденстерн. Они легко предают своего товарища.
Таким образом, окружающие Гамлета люди – и родные, и близкие – не могут понять героя. Почему? Утрачены высокие нравственные и моральные принципы в обществе. Лицемерие, предательство, борьба за власть, чинопочитание, угодничество стали основными принципами века, в котором Гамлет столкнулся со своим неразрешимым противоречием: принять этот век таким, каков он стал, или противодействовать ему? Попытка Гамлета найти поддержку у любимой (после случайного убийства им её отца) оборачивается трагедией – Офелия сходит с ума и погибает. Благородный и порядочный брат Офелии Лаэрт, ослеплён жаждой мести, соглашается на подлое убийство Гамлета отравленной рапирой, задуманное Клавдием. Правда, ему хватает смелости перед смертью раскрыть этот заговор раненому и умирающему Гамлету.
Разыгранное, по замыслу Гамлета, представление бродячих артистов должно было принудить Клавдия признаться в своём злодеянии, но этого не последовало. Все следующие события утверждают одиночество героя в борьбе с реальной угрозой ему, раскрывшему тайну преступления родного дяди.
«Расшатавшийся век» - это фактически реальные преступления, которые совершают персонажи трагедии, но это и предупреждение будущим поколениям – безнравственность губительна для всех, совершающих преступление перед своей совестью.

Вопрос: Гамлет как вечный образ мировой литературы
В литературе существует такое понятие как «вечный образ». Это литературные персонажи, ярко выразившие значимые нравственные и мировоззренческие понятия для всего человечества и получившие многократное воплощение в словесности разных стран и эпох.
Гамлет принадлежит к таким образам, потому и сегодня не прекращается спор вокруг поставленных героем противоречивых вопросов: добра и зла; цели и средств её достижения. А также вопросов о роли личности в истории, о смысле жизни.
Шекспировский герой - не жертва обстоятельств, он сам создает обстоятельства и сам решает свою судьбу. Наделённый способностью анализировать, Гамлет сознаёт двойственность своей натуры. В начале Гамлет типичный интеллигент-гуманист, искренне верящий в человека. Он принц – студент одного из престижных университетов своего времени. Он окружён друзьями, любовью и сам полон любви к жизни. Но представления о жизни и сама реальная жизнь оказываются вещами разными.
Медлительность в принятии решения о мести за смерть отца перерастает в борьбу с общественным злом. Быть или не быть – это решение, требующее обдуманного взвешенного подхода. Когда же решение принято – ничто уже не может помешать в достижении поставленной цели, даже смерть.
Принимая решение самостоятельно, в полном одиночестве, Гамлет берёт ответственность на себя, проявляя силу духа, находчивость, чувство собственного достоинства. Он погибает в неравной схватке с «вывихнутым веком», но погибает непобеждённым.
Гамлет в литературе – это образ человека-гуманиста, способного на борьбу со злом и в себе самом, и в обществе.


Вопрос: Особенности литературы эпохи Просвещения (на примере трагедии Гёте «Фауст»)
В 18 веке на Западе, в Англии, происходит смена общественно-экономической формации: феодализм уступает место буржуазии. Быстрое развитие науки и техники, механизация производства требовала свободных рук и образованных рабочих.
Литература, естественно, откликается на новое время, прославляя культ разума, способного переустроить общество, победить невежество. Поднимается тема свободы и независимости личности, но от нее требуется сознательной жертвы во имя торжества этих принципов. Пристально рассматривается конфликт между долгом и чувством.
Все эти особенности эпохи Просвещения можно наблюдать в трагедии Гёте «Фауст». Именно здесь гениальный поэт и мыслитель, философ ведёт спор о назначении человека на Земле. Образы Бога и Мефистофеля как символы философии – оптимизма и пессимизма – заключают сделку – что же победит? Для этой борьбы избран именно доктор Фауст, которому предстоит, вступая в борьбу за познания мироустройства, преодолеть множество испытаний, ловко расставляемых Мефистофелем. Ведь этому пессимисту нужна жертва – душа Фауста. И Фауст всё равно соглашается на жертву. Но финал трагедии оптимистичен, как и требовал культ разума эпохи Просвещения. Душа Фауста все же уходит в рай, к Богу, потому что цитирую: «Чья жизнь в стремленьях вся прошла, того спасти мы можем».
Так в гениальном произведении Гёте отразилась философия эпохи Просвещения.


Вопрос: Сюжет и композиция трагедии Гёте «Фауст», особенности жанра трагедии
Идеи эпохи Просвещения ярко отражены в трагедии Гёте «Фауст». Сюжетом для этого гениального произведения послужила легенда о человеке, продавшего душу дьяволу, чтобы расширить границы своего познания и заглянуть в будущее. Хотя есть уже доказанные факты существования действительно живого человека (не выдуманного) Иоганна Фауста, родившегося в середине 15 века в Германии.
Таким образом, сюжет трагедии – это повесть об учёном-чернокнижнике, продавшем свою душу дьяволу, чтобы постигнуть настоящее и увидеть будущее.
Для философа и мыслителя Гёте спор о призвании человека на Земле был непростым и потребовал всей жизни для создания и завершения своего творения. Главный герой – Фауст стремится постичь смысл человеческой жизни через собственный опыт и переживания. Поэтому композиция произведения – это фактически путь Фауста к познанию через искушения и соблазны, создаваемые его куратором Мефистофелем. Суть договора, который Фауст скрепил своей кровью в том, что или он предастся лени и успокоится в своих поисках, или воскликнет «Мгновение повремени», что будет означать, что он достиг желаемого, это предел.
Композиционное решение потребовало использования автором всех трёх литературных родов. Тут и эпос, и лирика, и драма. Повествование Гёте поднимает на трагическую высоту: трагичны проблемы, поставленные им, трагичны и судьбы многих действующих лиц. Особенностью трагедии «Фауст» можно считать то, что по форме это драматическая поэма, но не для постановки на сцене, а для чтения.  Хотя, безусловно, есть и варианты других видов искусства по мотивам этого произведения Гёте.



























Комментариев нет:

Отправить комментарий