Уважаемые девятиклассники!
Вашему вниманию ответы на вопросы по зарубежной литературе в билетах по литературе ГИА 2019.
Данте Алигьери, Уильям Шекспир, Гёте
Вопрос: История создания, система персонажей поэмы
Данте Алигьери «Божественная комедия»
Эпоха перехода от Средневековья к Возрождению была
освещена гением замечательного флорентийца, поэта-изгнанника Данте Алигьери.
Его поэма «Божественная комедия» - это произведение на
все века. Это художественное произведение вдохновляло Пушкина, Лермонтова,
Блока на создание образа Данте; Николай Васильевич Гоголь по образцу идейного
замысла поэмы Данте хотел воплотить в своем произведении «Мёртвые души». Всё
это говорит о величественном труде поэта Средневековья и о значимости его
произведения, над которым он работал всю свою жизнь.
Как утверждают литературные критики и исследователи
творчества Данте, в поэме автор ведёт, прежде всего, речь о себе и творит суд
над человечеством сам. Он же сам и распределяет души людские между Адом,
Чистилищем и Раем – тремя частями поэмы, каждая из которой состоит из 33 песен.
И вот эта личная ответственность Данте за своё произведение даёт нам право
считать его провозвестником новой эпохи – эпохи Возрождения и говорить о
рождении гуманизма в его творчестве.
Именно система персонажей, с которыми мы сталкиваемся,
отправляясь вместе с Данте по восьми кругам «Ада», даёт нам понимание ценности
тех человеческих качеств, которые страданием на определённом круге ада,
искупают свою вину. И, пройдя все испытания, могут попасть (по замыслу автора)
в «Чистилище» – место всеобщей любви к миру, а оттуда - в «Рай» - мир гармонии
и красоты.
В первом круге Ада Данте встречается с Гомером,
автором Одиссеи. Он страдает, как язычник, не верующий в Бога, а стремящийся
постичь тайны вселенной. Вергилий, сопровождающий Данте, осуждает Гомера, а
Данте нет. Он даже призывает: «Земную жизнь, её остаток скудный// Отдайте
постиженью новизны». На втором круге автора печалит история любви Франчески и
Паоло, он не согласен, что они несут свои испытания за сладострастие, как
Клеопатра и Елена Прекрасная. Их любовь он не осуждает, так как считает её
настоящим чувством, а не прелюбодеянием.
Опускаясь всё ниже, нам представляются образы
персонажей, страдающих за обжорство, расточительство и скупость, лень и злобу,
отступничество и богохульство, а также тиранию и убийство.
Через эту систему персонажей мы видим гуманное
отношение Данте к любви – как высокому нравственному чувству, спасающему
человека и весь мир в целом. Испытания – это работа человека над собой, потому
что Данте считает, что мы не «для животной цели, но к доблести и славе рождены».
Вопрос: Одиночество Гамлета и его конфликт с
реальным миром «расшатавшего века» в одноименной трагедии У. Шекспира
Гамлет – главный герой одноименной трагедии Уильяма
Шекспира с глубоким социально-философским содержанием.
«Расшатавшийся век» - это как раз основная социальная
проблема, которая умелой рукой гения показана на будто бы личной судьбе
главного героя Гамлета. В резиденции датских королей в замке Эльсинор в далёком
прошлом происходят описанные события. Гамлету открывается тайна внезапной
смерти любимого отца – короля Дании. Его родной дядя, брат отца, Клавдий – убийца.
Мать Гертруда поспешно выходит замуж за Клавдия. Отец любимой девушки Офелии –
верный слуга Клавдия, интриган и доносчик. Не лучше выглядят и бывшие
однокурсники Гамлета по университету – Розенкранц и Гильденстерн. Они легко
предают своего товарища.
Таким образом, окружающие Гамлета люди – и родные, и
близкие – не могут понять героя. Почему? Утрачены высокие нравственные и
моральные принципы в обществе. Лицемерие, предательство, борьба за власть,
чинопочитание, угодничество стали основными принципами века, в котором Гамлет
столкнулся со своим неразрешимым противоречием: принять этот век таким, каков
он стал, или противодействовать ему? Попытка Гамлета найти поддержку у любимой (после
случайного убийства им её отца) оборачивается трагедией – Офелия сходит с ума и
погибает. Благородный и порядочный брат Офелии Лаэрт, ослеплён жаждой мести,
соглашается на подлое убийство Гамлета отравленной рапирой, задуманное
Клавдием. Правда, ему хватает смелости перед смертью раскрыть этот заговор
раненому и умирающему Гамлету.
Разыгранное, по замыслу Гамлета, представление
бродячих артистов должно было принудить Клавдия признаться в своём злодеянии,
но этого не последовало. Все следующие события утверждают одиночество героя в
борьбе с реальной угрозой ему, раскрывшему тайну преступления родного дяди.
«Расшатавшийся век» - это фактически реальные
преступления, которые совершают персонажи трагедии, но это и предупреждение
будущим поколениям – безнравственность губительна для всех, совершающих
преступление перед своей совестью.
Вопрос: Гамлет как вечный образ мировой литературы
В литературе существует такое понятие как «вечный
образ». Это литературные персонажи,
ярко выразившие значимые нравственные и мировоззренческие понятия для всего
человечества и получившие многократное воплощение в словесности разных стран и
эпох.
Гамлет принадлежит к таким образам, потому
и сегодня не прекращается спор вокруг поставленных героем противоречивых вопросов:
добра и зла; цели и средств её достижения. А также вопросов о роли личности в
истории, о смысле жизни.
Шекспировский герой - не жертва
обстоятельств, он сам создает обстоятельства и сам решает свою судьбу.
Наделённый способностью анализировать, Гамлет сознаёт двойственность своей
натуры. В начале Гамлет типичный интеллигент-гуманист, искренне верящий в
человека. Он принц – студент одного из престижных университетов своего времени.
Он окружён друзьями, любовью и сам полон любви к жизни. Но представления о
жизни и сама реальная жизнь оказываются вещами разными.
Медлительность в принятии решения о
мести за смерть отца перерастает в борьбу с общественным злом. Быть или не быть
– это решение, требующее обдуманного взвешенного подхода. Когда же решение
принято – ничто уже не может помешать в достижении поставленной цели, даже
смерть.
Принимая решение самостоятельно, в
полном одиночестве, Гамлет берёт ответственность на себя, проявляя силу духа,
находчивость, чувство собственного достоинства. Он погибает в неравной схватке
с «вывихнутым веком», но погибает непобеждённым.
Гамлет в литературе – это образ
человека-гуманиста, способного на борьбу со злом и в себе самом, и в обществе.
Вопрос: Особенности литературы эпохи Просвещения (на
примере трагедии Гёте «Фауст»)
В 18 веке на Западе, в Англии, происходит смена
общественно-экономической формации: феодализм уступает место буржуазии. Быстрое
развитие науки и техники, механизация производства требовала свободных рук и
образованных рабочих.
Литература, естественно, откликается на новое время,
прославляя культ разума, способного переустроить общество, победить невежество.
Поднимается тема свободы и независимости личности, но от нее требуется
сознательной жертвы во имя торжества этих принципов. Пристально рассматривается
конфликт между долгом и чувством.
Все эти особенности эпохи Просвещения можно наблюдать
в трагедии Гёте «Фауст». Именно здесь гениальный поэт и мыслитель, философ
ведёт спор о назначении человека на Земле. Образы Бога и Мефистофеля как
символы философии – оптимизма и пессимизма – заключают сделку – что же победит?
Для этой борьбы избран именно доктор Фауст, которому предстоит, вступая в
борьбу за познания мироустройства, преодолеть множество испытаний, ловко
расставляемых Мефистофелем. Ведь этому пессимисту нужна жертва – душа Фауста. И
Фауст всё равно соглашается на жертву. Но финал трагедии оптимистичен, как и
требовал культ разума эпохи Просвещения. Душа Фауста все же уходит в рай, к
Богу, потому что цитирую: «Чья жизнь в стремленьях вся прошла, того спасти мы
можем».
Так в гениальном произведении Гёте отразилась
философия эпохи Просвещения.
Вопрос: Сюжет и композиция трагедии Гёте «Фауст»,
особенности жанра трагедии
Идеи эпохи Просвещения ярко отражены в трагедии Гёте «Фауст».
Сюжетом для этого гениального произведения послужила легенда о человеке,
продавшего душу дьяволу, чтобы расширить границы своего познания и заглянуть в
будущее. Хотя есть уже доказанные факты существования действительно живого
человека (не выдуманного) Иоганна Фауста, родившегося в середине 15 века в
Германии.
Таким образом, сюжет трагедии – это повесть об
учёном-чернокнижнике, продавшем свою душу дьяволу, чтобы постигнуть настоящее и
увидеть будущее.
Для философа и мыслителя Гёте спор о призвании
человека на Земле был непростым и потребовал всей жизни для создания и
завершения своего творения. Главный герой – Фауст стремится постичь смысл
человеческой жизни через собственный опыт и переживания. Поэтому композиция
произведения – это фактически путь Фауста к познанию через искушения и
соблазны, создаваемые его куратором Мефистофелем. Суть договора, который Фауст
скрепил своей кровью в том, что или он предастся лени и успокоится в своих
поисках, или воскликнет «Мгновение повремени», что будет означать, что он
достиг желаемого, это предел.
Композиционное решение потребовало использования
автором всех трёх литературных родов. Тут и эпос, и лирика, и драма.
Повествование Гёте поднимает на трагическую высоту: трагичны проблемы,
поставленные им, трагичны и судьбы многих действующих лиц. Особенностью
трагедии «Фауст» можно считать то, что по форме это драматическая поэма, но не
для постановки на сцене, а для чтения. Хотя, безусловно, есть и варианты других видов
искусства по мотивам этого произведения Гёте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий