Уважаемые девятиклассники!
В билетах по литературе для ГИА два вопроса по творчеству Ивана Алексеевича Бунина.
Предлагаю свою помощь в подготовке ответов на них на примере рассказа "Тёмные аллеи"
Вопрос
билета: Мастерство И.А. Бунина в изображении человеческих чувств.
Иван Алексеевич Бунин – выдающийся
прозаик и поэт ХХ века, лауреат Нобелевской премии 1933 года. Потомственный
дворянин, он не смог принять революцию 1917 года, эмигрировал за границу, но
живя в Париже, всей душой любил и понимал Россию. Русская природа, русский
характер он забрал с собой и отдавал его читателям в своих высокохудожественных
рассказах, психологизм которых берёт в плен даже самых неискушённых читателей.
Чтобы говорить о мастерстве этого
художника слова, стоит обратиться к нему самому, как сам Бунин творил и что
говорил о процессе своей работы над рассказом. Оказывается, Бунин не искал
захватывающий сюжет, не подбирал имена своим героям, а он ловил ЗВУК, МЕЛОДИЮ
РАССКАЗА. Именно эти составляющие давали ему всё последующее в рассказе.
Так в заметке «Происхождение моих
рассказов» мы узнаём, где подслушал мелодию «Тёмных аллей» Бунин. Он
перечитывал стихи поэта Огарёва и уловил тот звук, который дал всё остальное.
По воспоминаниям, автора, рассказ выдумывался легко, неожиданно, как большинство
его рассказов о любви.
Любовь – светлое и большое
человеческое чувство. О нём писали и пишут многие. Но как это человеческое
чувство изображает И.А. Бунин?
Не секрет, что Бунин представил тему
любви несколько непривычно. У писателя есть своя особенность в раскрытии этой
темы. Иван Бунин любовь воспринимал, как нечто внезапно возникшее и очень
яркое, будто это вспышка. Но поэтому любовь и прекрасна. Ведь когда любовь
перетекает в простую привязанность, чувства превращаются в рутину.
В
рассказах Бунина мы видим эту самую вспышку, или воспоминание о ней как яркий
след пережитых чувств. А затем следует расставание героев.
Так в рассказе «Темные аллеи"
мы узнаём от самих героев о пережитом когда-то сильном чувстве первой любви,
чувстве, похожем на вспышку, которая оставил след в душе каждого. Через 30 лет
судьба вновь сводит героев. Он – старик-военный, захваченный осенним ненастьем
в дороге, решил отдохнуть на почтовой станции, где тепло, сухо, опрятно, чисто.
К немалому его удивлению, он узнаёт в темноволосой красивой не по возрасту
хозяйке свою бывшую первую любовь – Надежду. Вернее, это она его узнаёт, так
как не забывала Николая Алексеевича (помещика, первую свою любовь) все эти годы
и любила только его одного всю жизнь.
Бунинский герой- это мужчина, не
способный отвечать за свои действия, безвольный и несчастливый. Не сложилась
судьба у помещика, обманувшего когда-то молоденькую крепостную служанку, но
пережившего лучшие минуты своей жизни, «истинно волшебные», как говорит сам
герой. В общении с искренней и прямолинейной хозяйкой он смущён, отказывается
от заказанного им чая (самовара), спешит уехать, желая только одного, чтобы за
его поступок простил ему Бог, а Надежда, по его мнению, его уже простила.
Но тут он явно ошибается. Бунинская
женщина – это женщина деятельная, сильная, умеющая и высокое чувство любви
сохранить на всю жизнь, и, получив вольную, с умом взяться за дело, правильно
хозяйствовать. А главное в её суждениях житейская мудрость народная, которая и
даёт ей право не прощать Николая Алексеевича. Просто и прямо говорит она герою,
что молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело. И если у него она
прошла, то у неё эта любовь была дороже всего на свете тогда, да и потом ничего
дороже у неё не было.
Поспешное расставание героев,
ненужное целование рук и мучительные вопросы, которые теперь будут преследовать
героя всю оставшуюся жизнь: «Что, если бы я не бросил её? Если бы она была
матерью моих детей?»
В рассказе И.А. Бунина «Темные
аллеи» мы увидели, насколько драматичны судьбы Надежды и Николая Алексеевича. Им
вместе не быть никогда. Они расстались, хоть и любили когда-то. Нет счастливого
конца в бунинских рассказах, но зато есть глубокие переживания и лучшие
мгновения, оставшиеся в памяти героев.
Вопрос
билета: «Поэзия» и «проза» русской усадьбы в рассказе Бунина «Темные аллеи»
Рассказ
«Темные аллеи» был написан в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во
время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы. Французский
город Грасс, где жил Бунин, не стал исключением. Именно там написаны все лучшие
произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах
молодости, о жизни в России.
Эти
восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в
творческой жизни Бунина. Зрелый возраст писателя, переосмысление исторических
событий и жизненных ценностей – стало толчком к созданию самой главной работы
мастера слова – цикла рассказов «Тёмные аллеи», куда входит и одноимённый
рассказ.
Русская усадьба – это не столичный город,
это помещичьи усадьбы, окружённые незабываемыми русскими пейзажами, народными
поверьями и привычным бездорожьем на сотни километров, где и расположена
почтовая станция, на которой происходит памятная встреча бунинских героев –
старика-военного, бывшего дворянина, и хозяйки этой станции, бывшей крепостной
служанки в его имении. Все бывшее – такова «проза» жизни.
С описания бездорожья большой тульской
губернии в осеннее ненастье и начинается рассказ. Вот ещё одна проза жизни –
бездорожье, изрезанное многими чёрными колеями; почтовая станция, где можно
отдохнуть или передохнуть; простой дорожный тарантас, на козлах которого сидит
мужик, больше похожий на разбойника, простые лошади, с подвязанными от слякоти
хвостами. Картина довольно прозаическая. В тарантасе, как бы в противовес всему
этому, старик-военный – образец сходства с императором Александром П во внешнем
облике: и усы, и бакенбарды, и мундир. Тут как-то проступает
грусть-воспоминание Бунина о своём былом дворянском. Ничего не изменилось – все
сплошная проза.
И как необычно после этой картины видеть
русскую горницу, с любовью описанную Буниным. Здесь видна рука хозяйки,
заботящейся о чистоте и уюте. Привычное неуважительное отношение военного к
хозяйке начинается с окрика: «Эй, кто там!». Короткие вопросы – непривычные ответы.
Оказывается, хозяйка не вдова, а сама ведёт хозяйство, которое похвалил «ваше
превосходительство», удивляясь при этом. И тут же получает полные ответы на все
последующие свои вопросы. Ответы приводят старика-военного в замешательство,
заставляют его ходить взад и вперёд по горнице и хмуриться. Ещё бы! Это ведь та
Наденька, крепостная служанка в его поместье, его первая любовь. Вот она –
поэзия жизни в усадьбе 30 лет тому назад. Почему же тогда военный спешит
назвать её «историей пошлой и обыкновенной»? Хотя, конечно, обыкновенная. Это
всё из той же «прозы» жизни в дворянских усадьбах.
Где же та «поэзия» первой любви, которую
герой назвал «пошлой, обыкновенной»?
Но
вот он, болезненно усмехаясь, ищет оправдание своему поступку: ведь не могла же
Наденька любить его весь век. Оказывается, могла и даже помнит стихи, которые
он ей тогда читал про «тёмные аллеи». Поэзия на мгновение готова возвратиться
воспоминанием, но «проза» жизни берёт своё.
Жёсткие обвинения в бессердечности героя
бросает ему в лицо бывшая служанка, горничная и главное – не желает его
простить за предательство высокого чувства любви. Нельзя, утверждает она,
простить, так как та невозвратимая «поэзия» чувств – самое дорогое, что было у
неё, и что она бережно хранит все эти годы. Взаимное целование рук на прощание
при спешном бегстве от воспоминаний старика-военного вряд ли можно назвать «поэзией».
Такова реальная действительность в
рассказе «Темные аллеи» И.А. Бунина. Поэзия – возвышенное тонкое, что понимает
душа и бережно хранит сердце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий