воскресенье, 10 марта 2019 г.

И.А. БУНИН. "ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ"

Уважаемые девятиклассники!

В билетах по литературе для ГИА два вопроса по творчеству Ивана Алексеевича Бунина.

Предлагаю свою помощь в подготовке ответов на них на примере рассказа "Тёмные аллеи"

Вопрос билета: Мастерство И.А. Бунина в изображении человеческих чувств.

            Иван Алексеевич Бунин – выдающийся прозаик и поэт ХХ века, лауреат Нобелевской премии 1933 года. Потомственный дворянин, он не смог принять революцию 1917 года, эмигрировал за границу, но живя в Париже, всей душой любил и понимал Россию. Русская природа, русский характер он забрал с собой и отдавал его читателям в своих высокохудожественных рассказах, психологизм которых берёт в плен даже самых неискушённых читателей.

            Чтобы говорить о мастерстве этого художника слова, стоит обратиться к нему самому, как сам Бунин творил и что говорил о процессе своей работы над рассказом. Оказывается, Бунин не искал захватывающий сюжет, не подбирал имена своим героям, а он ловил ЗВУК, МЕЛОДИЮ РАССКАЗА. Именно эти составляющие давали ему всё последующее в рассказе.
            Так в заметке «Происхождение моих рассказов» мы узнаём, где подслушал мелодию «Тёмных аллей» Бунин. Он перечитывал стихи поэта Огарёва и уловил тот звук, который дал всё остальное. По воспоминаниям, автора, рассказ выдумывался легко, неожиданно, как большинство его рассказов о любви.
            Любовь – светлое и большое человеческое чувство. О нём писали и пишут многие. Но как это человеческое чувство изображает И.А. Бунин?
            Не секрет, что Бунин представил тему любви несколько непривычно. У писателя есть своя особенность в раскрытии этой темы. Иван Бунин любовь воспринимал, как нечто внезапно возникшее и очень яркое, будто это вспышка. Но поэтому любовь и прекрасна. Ведь когда любовь перетекает в простую привязанность, чувства превращаются в рутину.
 В рассказах Бунина мы видим эту самую вспышку, или воспоминание о ней как яркий след пережитых чувств. А затем следует расставание героев. 
            Так в рассказе «Темные аллеи" мы узнаём от самих героев о пережитом когда-то сильном чувстве первой любви, чувстве, похожем на вспышку, которая оставил след в душе каждого. Через 30 лет судьба вновь сводит героев. Он – старик-военный, захваченный осенним ненастьем в дороге, решил отдохнуть на почтовой станции, где тепло, сухо, опрятно, чисто. К немалому его удивлению, он узнаёт в темноволосой красивой не по возрасту хозяйке свою бывшую первую любовь – Надежду. Вернее, это она его узнаёт, так как не забывала Николая Алексеевича (помещика, первую свою любовь) все эти годы и любила только его одного всю жизнь.
            Бунинский герой- это мужчина, не способный отвечать за свои действия, безвольный и несчастливый. Не сложилась судьба у помещика, обманувшего когда-то молоденькую крепостную служанку, но пережившего лучшие минуты своей жизни, «истинно волшебные», как говорит сам герой. В общении с искренней и прямолинейной хозяйкой он смущён, отказывается от заказанного им чая (самовара), спешит уехать, желая только одного, чтобы за его поступок простил ему Бог, а Надежда, по его мнению, его уже простила.
            Но тут он явно ошибается. Бунинская женщина – это женщина деятельная, сильная, умеющая и высокое чувство любви сохранить на всю жизнь, и, получив вольную, с умом взяться за дело, правильно хозяйствовать. А главное в её суждениях житейская мудрость народная, которая и даёт ей право не прощать Николая Алексеевича. Просто и прямо говорит она герою, что молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело. И если у него она прошла, то у неё эта любовь была дороже всего на свете тогда, да и потом ничего дороже у неё не было.
            Поспешное расставание героев, ненужное целование рук и мучительные вопросы, которые теперь будут преследовать героя всю оставшуюся жизнь: «Что, если бы я не бросил её? Если бы она была матерью моих детей?»
            В рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи» мы увидели, насколько драматичны судьбы Надежды и Николая Алексеевича. Им вместе не быть никогда. Они расстались, хоть и любили когда-то. Нет счастливого конца в бунинских рассказах, но зато есть глубокие переживания и лучшие мгновения, оставшиеся в памяти героев.


Вопрос билета: «Поэзия» и «проза» русской усадьбы в рассказе Бунина «Темные аллеи»

            Рассказ «Темные аллеи» был написан в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы. Французский город Грасс, где жил Бунин, не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, о жизни в России.
 Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческой жизни Бунина. Зрелый возраст писателя, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова – цикла рассказов «Тёмные аллеи», куда входит и одноимённый рассказ.
Русская усадьба – это не столичный город, это помещичьи усадьбы, окружённые незабываемыми русскими пейзажами, народными поверьями и привычным бездорожьем на сотни километров, где и расположена почтовая станция, на которой происходит памятная встреча бунинских героев – старика-военного, бывшего дворянина, и хозяйки этой станции, бывшей крепостной служанки в его имении. Все бывшее – такова «проза» жизни.
С описания бездорожья большой тульской губернии в осеннее ненастье и начинается рассказ. Вот ещё одна проза жизни – бездорожье, изрезанное многими чёрными колеями; почтовая станция, где можно отдохнуть или передохнуть; простой дорожный тарантас, на козлах которого сидит мужик, больше похожий на разбойника, простые лошади, с подвязанными от слякоти хвостами. Картина довольно прозаическая. В тарантасе, как бы в противовес всему этому, старик-военный – образец сходства с императором Александром П во внешнем облике: и усы, и бакенбарды, и мундир. Тут как-то проступает грусть-воспоминание Бунина о своём былом дворянском. Ничего не изменилось – все сплошная проза.
И как необычно после этой картины видеть русскую горницу, с любовью описанную Буниным. Здесь видна рука хозяйки, заботящейся о чистоте и уюте. Привычное неуважительное отношение военного к хозяйке начинается с окрика: «Эй, кто там!». Короткие вопросы – непривычные ответы. Оказывается, хозяйка не вдова, а сама ведёт хозяйство, которое похвалил «ваше превосходительство», удивляясь при этом. И тут же получает полные ответы на все последующие свои вопросы. Ответы приводят старика-военного в замешательство, заставляют его ходить взад и вперёд по горнице и хмуриться. Ещё бы! Это ведь та Наденька, крепостная служанка в его поместье, его первая любовь. Вот она – поэзия жизни в усадьбе 30 лет тому назад. Почему же тогда военный спешит назвать её «историей пошлой и обыкновенной»? Хотя, конечно, обыкновенная. Это всё из той же «прозы» жизни в дворянских усадьбах.
Где же та «поэзия» первой любви, которую герой назвал «пошлой, обыкновенной»?
 Но вот он, болезненно усмехаясь, ищет оправдание своему поступку: ведь не могла же Наденька любить его весь век. Оказывается, могла и даже помнит стихи, которые он ей тогда читал про «тёмные аллеи». Поэзия на мгновение готова возвратиться воспоминанием, но «проза» жизни берёт своё.
Жёсткие обвинения в бессердечности героя бросает ему в лицо бывшая служанка, горничная и главное – не желает его простить за предательство высокого чувства любви. Нельзя, утверждает она, простить, так как та невозвратимая «поэзия» чувств – самое дорогое, что было у неё, и что она бережно хранит все эти годы. Взаимное целование рук на прощание при спешном бегстве от воспоминаний старика-военного вряд ли можно назвать «поэзией».
Такова реальная действительность в рассказе «Темные аллеи» И.А. Бунина. Поэзия – возвышенное тонкое, что понимает душа и бережно хранит сердце.



Комментариев нет:

Отправить комментарий