суббота, 2 марта 2019 г.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. "БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК"


               Вопросы в билетах по творчеству Александра Николаевича Островского и его пьесы "Бедность не порок":


Вопрос билета: Особенности сюжета пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок»
          А.Н. Островского по праву называют основоположником русского драматического искусства. «Я с молодости бросил всё и весь отдался искусству», - писал о себе сам знаменитый драматург. 47 пьес на различные тематики плюс 7, написанных в соавторстве, оставил в наследие потомкам талантливый мастер словесного искусства. И, надо сказать, его пьесы и в наше время пользуются большой популярностью. Современные актёры считают за честь играть в пьесах драматурга.

         Пьеса «Бедность не порок» - одна из ранних пьес А.Н. Островского -  до сих пор пользуется популярностью. Первая премьера состоялась в Москве в 1854 году. С того времени театральные и кинорежиссёры с удовольствием представляют своё понимание столь актуального во все времена сюжета – сила любви и сила власти денег. И хотя сюжет довольно распространённый во все времена и у всех народов, Островский А.Н. подходит к реализации задуманного по-особому.
         Во-первых, действие пьесы будет происходить на фоне прекрасного рождественского празднования Сочельника, где во всей красе разворачивается режиссёрское творчество – показать, как русский народ в те славные старые времена чтил народно-религиозные праздники, как широко и весело их отмечает, как приветствуется в народе обновление и очищение.
         Во-вторых, любовную линию сюжета – взаимоотношения Любови Гордеевны Торцовой, дочери богатого купца Гордея Торцова, с конторщиком Митей разрешит не кто иной, как родной брат Гордея Торцова – Любим Карпыч Торцов. Ведь ясно с первого действия пьесы: взаимная любовь молодых людей встретит преграду – различие сословий. Дочь именитого купца и безродный образованный конторщик.
         В-третьих, простота и ясность самого сюжета достигается любимыми приёмами драматурга: «говорящими именами и фамилиями», которые уже при чтении самой афиши распределяют героев на две группы. Причём, одна из них значительно превосходит вторую. Ведь во второй группе только чрезмерно гордый Гордей Торцов и его новый друг – фабрикант Африкан Савич Коршунов. Как видим, хищной птицей влетает Африкан Савич в сюжет пьесы. Роль его также хищная – завладеть деньгами богатого купца, а заодно и молоденькой купеческой дочкой с богатым приданым.
         И вот тут-то мы видим, как в сюжете проступает мысль об устоявшихся патриархальных традициях. Дочь не может противоречить отцу, свадьбы с нелюбимым не избежать!
         «Открытая концовка» - ещё один приём замечательного драматурга. Именно младший брат, некогда промотавший в Москве причитавшуюся ему долю отцовского наследства раскрывает родному брату глаза на хищника Коршунова, которому нужны только деньги. Гнев гордого Гордея Карпыча одним махом решает судьбу и дочери, и влюблённого конторщика Мити – отдать дочь замуж за первого встречного, которым, на счастье, оказывается Митя.
         Таким образом, в сюжете пьесы счастливо разрешается судьба Любы и Мити.

  
Вопрос билета: Патриархальный мир и угроза его распада в пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок»

А.Н. Островского по праву называют основоположником русского драматического искусства. «Я с молодости бросил всё и весь отдался искусству», - писал о себе сам знаменитый драматург. 47 пьес на различные тематики плюс 7, написанных в соавторстве, оставил в наследие потомкам талантливый мастер словесного искусства. И, надо сказать, его пьесы и в наше время пользуются большой популярностью. Современные актёры считают за честь играть в пьесах драматурга.
 Художественный мир, изображаемый Островским в своих пьесах, не вымышленный. Это пространство, общество, в котором рос и воспитывался будущий драматург. Замоскворечье – место за Москвой-рекой, где селился торговый люд, который обслуживал жителей Москвы. По утверждению самого драматурга там из сёл образовывались города, а из крестьян – богатые фабриканты.
Именно сквозь купеческое сословие Островский видел всё многообразие коренной русской жизни – от торгующего крестьянина до крупного столичного дельца. Видел, как сохраняемое годами и столетиями разрушалось под давлением цивилизации, пришедшей с Запада.
Патриархальный мир русской жизни со своими правилами, законами внутрисемейной жизни, со своими праздниками и обычаями легко просматривается в пьесе «Бедность не порок». Семья Гордея Торцова – крупного купца – живет, сохраняя обычаи патриархальной старины. Сочельник – праздник народный и религиозный одновременно. Все домочадцы возвращаются домой из церкви. Но Гордей  не в церкви, он ждёт своего гостя, которым очень дорожит и даже преклоняется перед ним. Ведь он фабрикант, москвич. Гордей во всём ему пытается подражать.
         Вот он велит выгнать из дома парней и девушек, которые устроили в честь праздника привычные гаданья, песни, пляски. Извиняется перед гостем, что не по современному его жена отмечает праздник, что не может он её приучить к образованности, ведь, выдав дочь замуж за богатого (как он его представляет) фабриканта, он и сам переедет в Москву, а значит, нужны новые манеры, не устоявшиеся веками порядки взаимоотношений. Но как только дочь Люба умоляет отца не выдавать её замуж за нелюбимого, решение отца в стиле патриархальной старины – нет и всё тут.
В другом эпизоде рядом соседствуют привычные патриархальные устои и их шаткость. Вот ругается на молодёжь купец Гордей, а молодёжь купеческая слово поперёк молвит, не молчит. Вот влюблённый Митя предлагает украсть любимую и тайно обвенчаться.
Все эти эпизоды как бы предупреждают – шатаются устои патриархального мира, могут не выдержать перед цивилизованной Европой, уже давно простившейся с миром нравственных законов, поставив во главу всего власть денег.

Комментариев нет:

Отправить комментарий