понедельник, 3 июня 2019 г.

МАЯКОВСКИЙ И ЦВЕТАЕВА

Уважаемые девятиклассники!

Ещё один ответ по вашему запросу о традициях и новаторстве в творческом поиске поэтов  начала 20 века ( на примере изученных произведений В.В. Маяковского и М. И. Цветаевой).

Русская поэзия начала 20 века отличается творческим, и отчасти переворотным новаторством для всей дальнейшей русской литературы. Это обусловлено теми историческими событиями, которыми был насыщен этот временной период. Сознание русского народа фундаментально менялось, и естественно, что это отображалось и на культурной жизни. Тема революции была темой каждой отрасли в жизни людей, и стала главным мотивом и для русской поэзии, которую называли в то время «переломной» или «критической».

Ранняя Марина Цветаева – поэт-романтик. В основе её творчества жизнь души, свободной от условностей окружающего мира. Её поэтическая душа вырывается из пут обыденности: «Мне нравится, что вы больны не мной», - такой лирический мотив стихотворения – это песнь души свободной и независимой, непохожей на других, но глубоко любящей: «спасибо вам и сердцем, и рукой за то, что вы меня, не зная, сами так любите…». Но её приход в «переломную» поэзию связан с увлечением Блоком и символизмом. И строчки её поэзии «Стихи Блоку» - яркое тому подтверждение. «Имя твоё – птица в руке, // Имя твоё – льдинка на языке» и далее символы: «бубенец в руке»; «пять букв»; «поцелуй в глаза»; «ключевой, голубой, ледяной поток». Кажется, что в этих поэтических символах запечатлена целая критическая статья о творчестве любимого поэта.
Владимир Маяковский – зачинатель революционной поэзии, футурист, объединивший символизм и нововведения в словотворчестве, рифмовке, ритмике своих стихотворений. Поэт пытался таким образом ярко и откровенно высказать свою гражданскую позицию. «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить и никаких гвоздей – вот лозунг мой и Солнца!» – восклицает он в своем стихотворении о необычном приключении с ним на даче. Но в то же время и его любовная поэзия носит исповедальный характер, изобилует риторическими вопросами: «Если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?». Проникновенно звучат ритмически оригинальные строки в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». И здесь поэт-оптимист уверен, что доброта спасёт не только упавшую на льду лошадь, но она спасёт и людей бессердечных, пустых гуляк, «штаны пришедшие Кузнецким клеить».
И Владимир Маяковский, и Марина Цветаева – такие разные, но такие яркие страницы в истории русской поэзии начала 20 века.

Комментариев нет:

Отправить комментарий