Уважаемые девятиклассники!
Ещё один ответ по вашему запросу о традициях и новаторстве в творческом поиске поэтов начала 20 века ( на примере изученных произведений В.В. Маяковского и М. И. Цветаевой).
Русская поэзия начала 20 века отличается творческим, и
отчасти переворотным новаторством для всей дальнейшей русской литературы. Это
обусловлено теми историческими событиями, которыми был насыщен этот временной
период. Сознание русского народа фундаментально менялось, и естественно, что
это отображалось и на культурной жизни. Тема революции была темой каждой
отрасли в жизни людей, и стала главным мотивом и для русской поэзии, которую
называли в то время «переломной» или «критической».
Ранняя Марина Цветаева – поэт-романтик. В основе её творчества
жизнь души, свободной от условностей окружающего мира. Её поэтическая душа
вырывается из пут обыденности: «Мне нравится, что вы больны не мной», - такой
лирический мотив стихотворения – это песнь души свободной и независимой, непохожей
на других, но глубоко любящей: «спасибо вам и сердцем, и рукой за то, что вы
меня, не зная, сами так любите…». Но её приход в «переломную» поэзию связан с
увлечением Блоком и символизмом. И строчки её поэзии «Стихи Блоку» - яркое тому
подтверждение. «Имя твоё – птица в руке, // Имя твоё – льдинка на языке» и
далее символы: «бубенец в руке»; «пять букв»; «поцелуй в глаза»; «ключевой,
голубой, ледяной поток». Кажется, что в этих поэтических символах запечатлена
целая критическая статья о творчестве любимого поэта.
Владимир Маяковский – зачинатель революционной поэзии,
футурист, объединивший символизм и нововведения в словотворчестве, рифмовке,
ритмике своих стихотворений. Поэт пытался таким образом ярко и откровенно
высказать свою гражданскую позицию. «Светить всегда, светить везде, до дней
последних донца, светить и никаких гвоздей – вот лозунг мой и Солнца!» –
восклицает он в своем стихотворении о необычном приключении с ним на даче. Но в
то же время и его любовная поэзия носит исповедальный характер, изобилует
риторическими вопросами: «Если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?».
Проникновенно звучат ритмически оригинальные строки в стихотворении «Хорошее
отношение к лошадям». И здесь поэт-оптимист уверен, что доброта спасёт не
только упавшую на льду лошадь, но она спасёт и людей бессердечных, пустых
гуляк, «штаны пришедшие Кузнецким клеить».
И Владимир Маяковский, и Марина Цветаева – такие разные,
но такие яркие страницы в истории русской поэзии начала 20 века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий