Уважаемые девятиклассники!
Программный материал по литературе предусматривает ваше знакомство с биографией Александра Николаевича Радищева и его произведением "Путешествие из Петербурга в Москву" (отдельные главы)
В вашем учебнике этого материала нет.
Я приготовила вам информацию по этой теме и рекомендую кликнув на слово "Дальше" подготовиться к контрольному уроку - тестам, где этот материал также будет присутствовать.
XVШ век. Просвещение в России
|
Нет, ты не будешь забвенно, столетье
безумно и мудро…
А.Н. Радищев
|
Известность
ему принесла книга «Путешествие из
Петербурга в Москву»,
анонимно изданная в июне 1790 года.
Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях
тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание
самой императрицы Екатерины II: «бунтовщик, хуже
Пугачёва».
|
Судьба неугодного автора |
Радищев был арестован. Посаженный в крепость,
на допросах он вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих
помощников, уберёг детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная
палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево
здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни.
Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях
и представлен Екатерине.
4 сентября 1790 года состоялся именной указ,
который признавал Радищева виновным в преступлении против отечества через
книгу, которая была «наполнена самыми вредными умствованиями,
разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение,
стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников
и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и
власти царской». Вина Радищева
заслуживает смертную казнь, но «по милосердию и для всеобщей радости»
казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь. На приказе о высылке Радищева
императрица собственной рукой написала: «едет оплакивать плачевную судьбу
крестьянского состояния, хотя и то неоспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян
у хорошего помещика нет во всей вселенной».
Император Павел I (сын Екатерины II) вускоре после своего воцарения (1796) вернул
Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской
губернии, сельце Немцове.
Главы из книги «Путешествие из Петербурга в
Москву»
|
Жанр
произведения – путешествия, записки человека наблюдательного и
самокритичного.
Это
произведение еще называют «романом самовоспитания», так как автор не только
критикует общественную жизнь России, но и дает оценку себе как
представителю дворянского сословия – правящего класса.
|
24 станицы
посещает автор. Названия этих станций – названия глав книги. Но в каждой
красноречивая картина общественной жизни России 18 века. Современные жители
многих описанных поселений могут представить жизнь своих пра-пра- прадедов,
благодаря страницам этого произведения. Пламенное сердце писателя-патриота
создает правдивые образы самых различных групп населения: от крепостных
крестьян до чиновников, помещиков и представителей церкви
ТОСНА. Здесь автор знакомится со стряпчим (писарем в
суде), который занимается тем, что СОЧИНЯЕТ древние родословные молодым
дворянам.
ИЗ ТОСНЫ В
ЛЮБАНЬ. Путешественник видит крестьянина, который старательно обрабатывает
землю, несмотря на то, что это воскресный день. История этого человека явно
заставляет задуматься. Ведь его семья 6 дней в неделю работает на барина, вот и
получается, что праздник – на себя. Герой размышляет о жестокости помещика, и в
то же время упрекает себя, что и у него есть слуга, над которым он имеет
власть.
ЗАЙЦЕВО. на почтовом
дворе герой встречает давнишнего приятеля господина Крестьянкина,
служившего в уголовной палате. Он вышел в отставку, поняв, что
в этой должности не может принести пользы отечеству. Крестьянкин рассказал историю о жестоком
помещике, сын которого изнасиловал молодую крестьянку. Жених девушки, защищая
невесту, проломил насильнику голову. Вместе с женихом были ещё несколько
крестьян, и всех их по уложению уголовной палаты рассказчик
должен был приговорить к смертной казни или пожизненной каторге.
Он пытался оправдать крестьян, но никто из местных дворян
не поддержал его, и он был вынужден подать в отставку.
КРЕСТЦЫ. Герой становится свидетелем расставания отца с детьми,
отправляющимися в службу. Отец читает им наставление о жизненных
правилах, призывает быть добродетельными, выполнять предписания закона,
сдерживать страсти, ни перед кем не раболепствовать. Герой разделяет
мысли отца о том, что власть родителей над детьми ничтожна, что союз между
родителями и детьми должен быть «на нежных чувствованиях сердца
основан» и нельзя отцу видеть в сыне раба своего.
ЕДРОВО. Герой знакомится с молодой крестьянской девушкой Анютой,
разговаривает с ней о ее семье, женихе. Он удивляется,
сколько благородства в образе мыслей сельских жителей. Желая помочь Анюте
выйти замуж, он предлагает ее жениху деньги на обзаведение.
Но Иван отказывается их взять, говоря: «У меня, барин, есть две
руки, я ими дом и заведу». Герой размышляет о браке, осуждая
существующие ещё обычаи, когда восемнадцатилетнюю девушку могли повенчать
с десятилетним ребёнком. Равенство — вот основа семейной жизни,
считает он.
ТОРЖОК. Герою встречается
человек, отправляющий в Петербург прошение о дозволении завести
в городе книгопечатание, свободное от цензуры. Они рассуждают
о вредности цензуры, которая «словно нянька, водит ребёнка
на помочах», и этот «ребёнок», то есть читатель, никогда
не научится ходить (мыслить) самостоятельно. Цензурой должно служить само
общество: оно либо признает писателя, либо отвергает, так же как
театральному спектаклю признание обеспечивает публика, а не директор
театра. Здесь же автор, ссылаясь на тетрадку, полученную героем
от встреченного им человека, рассказывает об истории возникновения
цензуры.
В ПЕШКАХ герой обозревает крестьянскую избу и удивляется
бедности, здесь царящей. Хозяйка просит у него кусочек сахара для ребёнка.
Автор в лирическом отступлении обращается к помещику
с осуждающей речью: «Жестокосердый помещик! посмотри на детей
крестьян, тебе подвластных. Они почти наги». Он сулит ему Божью кару, так
как видит, что на земле праведного суда нет.
Заканчивается «Путешествие из Петербурга в Москву» «Словом
о Ломоносове». Герой ссылается на то, что эти записки дал ему
«парнасский судья», с которым он обедал в Твери. Основное
внимание автор уделяет роли Ломоносова в развитии русской литературы,
называя его «первым в стезе российской словесности».
РЕКОМЕНДАЦИИ
УЧИТЕЛЯ:
1.
Запомните
факты биографии А.Н. Радищева.
2.
Запомните,
о чем в сокращении я пересказала вам отдельные главы «Путешествия…»
Желаю успеха в подготовке к контрольной тестовой работе!
|
С уважением к вам ваш учитель
Плыс Л.Н.
Комментариев нет:
Отправить комментарий