среда, 27 сентября 2017 г.

Когда в учебнике нет материала

Уважаемые девятиклассники!

Программный материал по литературе предусматривает ваше знакомство с биографией Александра Николаевича Радищева и его произведением  "Путешествие из Петербурга в Москву" (отдельные главы)
В вашем учебнике этого материала нет.
Я приготовила вам информацию по этой теме и рекомендую кликнув на слово "Дальше" подготовиться к контрольному уроку - тестам, где этот материал также будет присутствовать.




XVШ век. Просвещение в России

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро…
А.Н. Радищев





Александр Николаевич Радищев ( 1749-1802) – российский прозаик, поэт, философ, фактически руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.
Известность ему принесла книга «Путешествие из Петербурга в Москву», анонимно изданная в  июне 1790 года. Его смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы Екатерины II: «бунтовщик, хуже Пугачёва».


Судьба неугодного автора
 
Радищев был арестован. Посаженный в крепость, на допросах он вёл линию защиты. Он не назвал ни одного имени из числа своих помощников, уберёг детей, а также старался сохранить себе жизнь. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине.
4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении против отечества через книгу, которая была «наполнена самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской». Вина Радищева  заслуживает смертную казнь, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь. На приказе о высылке Радищева императрица собственной рукой написала: «едет оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то неоспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной».
Император Павел I (сын Екатерины II) вускоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.


Главы из книги «Путешествие из Петербурга в Москву»

Жанр произведения – путешествия, записки человека наблюдательного и самокритичного.
Это произведение еще называют «романом самовоспитания», так как автор не только критикует общественную жизнь России, но и дает оценку себе как представителю дворянского сословия – правящего класса.

24 станицы посещает автор. Названия этих станций – названия глав книги. Но в каждой красноречивая картина общественной жизни России 18 века. Современные жители многих описанных поселений могут представить жизнь своих пра-пра- прадедов, благодаря страницам этого произведения. Пламенное сердце писателя-патриота создает правдивые образы самых различных групп населения: от крепостных крестьян до чиновников, помещиков и представителей церкви
ТОСНА.  Здесь автор знакомится со стряпчим (писарем в суде), который занимается тем, что СОЧИНЯЕТ древние родословные молодым дворянам.
ИЗ ТОСНЫ В ЛЮБАНЬ. Путешественник видит крестьянина, который старательно обрабатывает землю, несмотря на то, что это воскресный день. История этого человека явно заставляет задуматься. Ведь его семья 6 дней в неделю работает на барина, вот и получается, что праздник – на себя. Герой размышляет о жестокости помещика, и в то же время упрекает себя, что и у него есть слуга, над которым он имеет власть.
ЗАЙЦЕВО. на почтовом дворе герой встречает давнишнего приятеля господина Крестьянкина, служившего в уголовной палате. Он вышел в отставку, поняв, что в этой должности не может принести пользы отечеству.  Крестьянкин рассказал историю о жестоком помещике, сын которого изнасиловал молодую крестьянку. Жених девушки, защищая невесту, проломил насильнику голову. Вместе с женихом были ещё несколько крестьян, и всех их по уложению уголовной палаты рассказчик должен был приговорить к смертной казни или пожизненной каторге. Он пытался оправдать крестьян, но никто из местных дворян не поддержал его, и он был вынужден подать в отставку.
КРЕСТЦЫ. Герой становится свидетелем расставания отца с детьми, отправляющимися в службу. Отец читает им наставление о жизненных правилах, призывает быть добродетельными, выполнять предписания закона, сдерживать страсти, ни перед кем не раболепствовать. Герой разделяет мысли отца о том, что власть родителей над детьми ничтожна, что союз между родителями и детьми должен быть «на нежных чувствованиях сердца основан» и нельзя отцу видеть в сыне раба своего.

ЕДРОВО. Герой знакомится с молодой крестьянской девушкой Анютой, разговаривает с ней о ее семье, женихе. Он удивляется, сколько благородства в образе мыслей сельских жителей. Желая помочь Анюте выйти замуж, он предлагает ее жениху деньги на обзаведение. Но Иван отказывается их взять, говоря: «У меня, барин, есть две руки, я ими дом и заведу». Герой размышляет о браке, осуждая существующие ещё обычаи, когда восемнадцатилетнюю девушку могли повенчать с десятилетним ребёнком. Равенство — вот основа семейной жизни, считает он.

ТОРЖОК.  Герою встречается человек, отправляющий в Петербург прошение о дозволении завести в городе книгопечатание, свободное от цензуры. Они рассуждают о вредности цензуры, которая «словно нянька, водит ребёнка на помочах», и этот «ребёнок», то есть читатель, никогда не научится ходить (мыслить) самостоятельно. Цензурой должно служить само общество: оно либо признает писателя, либо отвергает, так же как театральному спектаклю признание обеспечивает публика, а не директор театра. Здесь же автор, ссылаясь на тетрадку, полученную героем от встреченного им человека, рассказывает об истории возникновения цензуры.

В ПЕШКАХ герой обозревает крестьянскую избу и удивляется бедности, здесь царящей. Хозяйка просит у него кусочек сахара для ребёнка. Автор в лирическом отступлении обращается к помещику с осуждающей речью: «Жестокосердый помещик! посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги». Он сулит ему Божью кару, так как видит, что на земле праведного суда нет.

Заканчивается «Путешествие из Петербурга в Москву» «Словом о Ломоносове». Герой ссылается на то, что эти записки дал ему «парнасский судья», с которым он обедал в Твери. Основное внимание автор уделяет роли Ломоносова в развитии русской литературы, называя его «первым в стезе российской словесности».


РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ:
1.      Запомните факты биографии А.Н. Радищева.
2.      Запомните, о чем в сокращении я пересказала вам отдельные главы «Путешествия…»


Желаю успеха в подготовке к контрольной тестовой работе!
 



С уважением к вам ваш учитель
Плыс Л.Н.

Комментариев нет:

Отправить комментарий