Вопросы в билетах по творчеству Александра Николаевича Островского и его пьесы "Бедность не порок":

Вопрос билета: Особенности сюжета пьесы А.Н. Островского
«Бедность не порок»
Пьеса «Бедность не порок» - одна из
ранних пьес А.Н. Островского - до сих
пор пользуется популярностью. Первая премьера состоялась в Москве в 1854 году.
С того времени театральные и кинорежиссёры с удовольствием представляют своё
понимание столь актуального во все времена сюжета – сила любви и сила власти
денег. И хотя сюжет довольно распространённый во все времена и у всех народов,
Островский А.Н. подходит к реализации задуманного по-особому.
Во-первых, действие пьесы будет
происходить на фоне прекрасного рождественского празднования Сочельника, где во
всей красе разворачивается режиссёрское творчество – показать, как русский
народ в те славные старые времена чтил народно-религиозные праздники, как
широко и весело их отмечает, как приветствуется в народе обновление и очищение.
Во-вторых, любовную линию сюжета –
взаимоотношения Любови Гордеевны Торцовой, дочери богатого купца Гордея
Торцова, с конторщиком Митей разрешит не кто иной, как родной брат Гордея
Торцова – Любим Карпыч Торцов. Ведь ясно с первого действия пьесы: взаимная
любовь молодых людей встретит преграду – различие сословий. Дочь именитого
купца и безродный образованный конторщик.
В-третьих, простота и ясность самого
сюжета достигается любимыми приёмами драматурга: «говорящими именами и
фамилиями», которые уже при чтении самой афиши распределяют героев на две
группы. Причём, одна из них значительно превосходит вторую. Ведь во второй
группе только чрезмерно гордый Гордей Торцов и его новый друг – фабрикант
Африкан Савич Коршунов. Как видим, хищной птицей влетает Африкан Савич в сюжет
пьесы. Роль его также хищная – завладеть деньгами богатого купца, а заодно и
молоденькой купеческой дочкой с богатым приданым.
И вот тут-то мы видим, как в сюжете
проступает мысль об устоявшихся патриархальных традициях. Дочь не может
противоречить отцу, свадьбы с нелюбимым не избежать!
«Открытая концовка» - ещё один приём
замечательного драматурга. Именно младший брат, некогда промотавший в Москве
причитавшуюся ему долю отцовского наследства раскрывает родному брату глаза на
хищника Коршунова, которому нужны только деньги. Гнев гордого Гордея Карпыча
одним махом решает судьбу и дочери, и влюблённого конторщика Мити – отдать дочь
замуж за первого встречного, которым, на счастье, оказывается Митя.
Таким образом, в сюжете пьесы счастливо
разрешается судьба Любы и Мити.
Вопрос билета: Патриархальный мир и угроза его распада в
пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок»
А.Н. Островского по праву называют основоположником
русского драматического искусства. «Я с молодости бросил всё и весь отдался
искусству», - писал о себе сам знаменитый драматург. 47 пьес на различные
тематики плюс 7, написанных в соавторстве, оставил в наследие потомкам
талантливый мастер словесного искусства. И, надо сказать, его пьесы и в наше
время пользуются большой популярностью. Современные актёры считают за честь
играть в пьесах драматурга.
Художественный мир, изображаемый Островским в
своих пьесах, не вымышленный. Это пространство, общество, в котором рос и
воспитывался будущий драматург. Замоскворечье – место за Москвой-рекой, где
селился торговый люд, который обслуживал жителей Москвы. По утверждению самого
драматурга там из сёл образовывались города, а из крестьян – богатые фабриканты.
Именно сквозь купеческое сословие
Островский видел всё многообразие коренной русской жизни – от торгующего
крестьянина до крупного столичного дельца. Видел, как сохраняемое годами и
столетиями разрушалось под давлением цивилизации, пришедшей с Запада.
Патриархальный мир русской жизни со своими
правилами, законами внутрисемейной жизни, со своими праздниками и обычаями
легко просматривается в пьесе «Бедность не порок». Семья Гордея Торцова –
крупного купца – живет, сохраняя обычаи патриархальной старины. Сочельник –
праздник народный и религиозный одновременно. Все домочадцы возвращаются домой
из церкви. Но Гордей не в церкви, он
ждёт своего гостя, которым очень дорожит и даже преклоняется перед ним. Ведь он
фабрикант, москвич. Гордей во всём ему пытается подражать.
Вот
он велит выгнать из дома парней и девушек, которые устроили в честь праздника
привычные гаданья, песни, пляски. Извиняется перед гостем, что не по
современному его жена отмечает праздник, что не может он её приучить к
образованности, ведь, выдав дочь замуж за богатого (как он его представляет)
фабриканта, он и сам переедет в Москву, а значит, нужны новые манеры, не
устоявшиеся веками порядки взаимоотношений. Но как только дочь Люба умоляет
отца не выдавать её замуж за нелюбимого, решение отца в стиле патриархальной
старины – нет и всё тут.
В другом эпизоде рядом соседствуют
привычные патриархальные устои и их шаткость. Вот ругается на молодёжь купец
Гордей, а молодёжь купеческая слово поперёк молвит, не молчит. Вот влюблённый
Митя предлагает украсть любимую и тайно обвенчаться.
Все эти эпизоды как бы предупреждают –
шатаются устои патриархального мира, могут не выдержать перед цивилизованной
Европой, уже давно простившейся с миром нравственных законов, поставив во главу
всего власть денег.
Комментариев нет:
Отправить комментарий